Съемка пейзажев

Пейзаж
Пожалуй, самым распространенным жанром фотографии, особенно любительской, являются пейзажи. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали с фотоаппаратом, мы обязательно снимаем пейзажные сюжеты. Наше внимание может привлечь бескрайнее поле, морские просторы, алый закат на озере или любая другая картина.

На первый взгляд, пейзажи снимать достаточно просто даже для начинающего фотографа, но с другой стороны, это целое искусство. Давайте разберемся, что же здесь сложного и как это правильно делать. Любую фотоработу можно условно оценить по трем пунктам:

* Освещенность снимка. Необходимо правильно подобрать освещенность, чтобы снимок не был слишком темным или засвеченным.

* Передача цвета. Нужно верно передать цвета. Изображение должно выглядеть натуральным и естественным. Исключением являются снимки, неестественная цветовая гамма которых обусловлена желанием фотографа придать снимку какой-то определенный художественный эффект, например эффект сепии, который имитирует старинную фотографию.

* Оригинальность и правильность формы. В этом признаке важную роль играет искусство композиции снимка, к тому же необходимо правильно передать форму и, если это необходимо, объем объекта. Только совокупность этих трех факторов позволит вам создать шедевр.

В этом плане не является исключением и пейзажный снимок. Давайте рассмотрим правила съемки пейзажей, исходя из этих основных факторов.

Свет

Дневные пейзажи снимаются в естественном солнечном свете, а ночные - в искусственном свете ночных огней. В том и другом случае необходимо учитывать определенные детали. При съемке в ярком солнечном свете профессиональные фотографы обращают внимание на цветовую температуру и выставляют по ней баланс белого. С некоторыми проблемами фотограф сталкивается при съемке ночных пейзажей. В основном, это возникает из-за наличия в кадре источников освещения, имеющих сильно различную цветовую температуру. Проблема эта решается при помощи экспокоррекции (EV).
Как ни странно, большую помощь в съемке некоторых видов пейзажей может оказать вспышка камеры. Например, когда вы снимаете пейзаж в ярком солнечном свете, а сами находитесь в тени, весь передний план оказывается затененным, что для пейзажа неприемлемо, и впечатление от него сразу же портится. Даже при помощи встроенной в фотоаппарат вспышки можно осветить часть переднего плана, что добавит дополнительные детали и сделает снимок гораздо интереснее.

Начинающим фотографам не рекомендуется снимать пейзажи против солнца. Со стандартными настройками камеры это приводит к полной потере важнейших деталей. Снимки получаются пересвеченными, а от объектов съемки остаются только силуэты. Если вы все-таки решились снимать против солнца, необходимо использовать небольшую выдержку, а также обязательно используйте вспышку, чтобы хоть немного осветить детали переднего плана. Профессионалы при съемке против солнца используют специальные светофильтры.

Часто бывает очень сложно передать естественный свет при съемке пейзажа. Фотографируя пейзаж, желательно делать снимок со штатива, особенно это относится к ночным фотографиям, поскольку дрожание рук при съемке без штатива на них будет особенно заметно. Также рекомендуется делать сразу серию снимков одной и той же картины с разной настройкой экспокоррекции. Это удобно тем, что потом вы сможете выбрать наиболее подходящий снимок из этой серии.

Цвет

Достичь натуральных цветов при съемке пейзажа тоже оказывается не так просто. Если вы фотографировали зимой, то, наверняка, сталкивались с проблемой, что зимние снимки сильно «грешат» серыми тонами. Иногда цветные фотографии зимних пейзажей, снятые в пасмурную погоду, больше напоминают черно-белые снимки. На них все получается тусклым и серым. При съемке заката фотографии получаются слишком красными или желтыми, теряя свои естественные цвета. Существует также множество других проблемных ситуаций, связанных с передачей цвета, и для каждой используются свои приемы, а иногда и дополнительное оборудование, например, светофильтры. У каждого фотографа существуют свои методы съемки пейзажей, основанные на их собственном опыте и практике. Некоторые фотографы, когда сталкиваются с проблемами передачи цветовой гаммы и насыщенности снимка, делают сразу несколько снимков с разными значениями экспозиции и баланса белого. После чего при редактировании изображения на компьютере накладывают эти снимки друг на друга и получают в результате более насыщенные и натуральные цвета. Чтобы не ошибиться с настройками баланса белого и другими настройками камеры, можно фотографировать в формате RAW, а потом устанавливать эти параметры вручную на компьютере.

Давайте рассмотрим, как фотографировать закат. Поскольку при съемке заката встроенные экспонометры часто ошибаются, необходимо использовать коррекцию экспозиции, но существует альтернативный метод.

* Направьте экспонометр камеры на участок неба, где нет солнца.

* Зафиксируйте экспозицию этого участка неба, наполовину нажав кнопку спуска. Это необходимо сделать, чтобы на готовом снимке цвета были такими же, как воспринимают ваши глаза.

* Удерживая кнопку спуска, наведите фотоаппарат на то, что вы хотите запечатлеть. При этом камера будет использовать прежнее значение экспозиции.

* Нажмите кнопку спуска до конца.

Ваш закат должен получиться красочным.

Снимки заката будут гораздо интереснее, если добавить в них детали переднего плана, например камни, кусты или другие объекты. Но если вы будете использовать функцию блокировки экспозиции, от этих деталей останутся одни силуэты. Можно немного подсветить объекты, находящиеся на расстоянии 3-4 метров от камеры, при помощи встроенной вспышки.

Форма

Относительно форм при съемке пейзажей. Существуют определенные правила расположения объектов на снимке. Они носят название правил композиции. Это не значит, что без знания этих правил невозможно получить хороший снимок, но все же иногда использовать их очень полезно.

Иногда при съемке пейзажей фотографы сталкиваются с проблемой правильной передачи особенностей формы снимаемых объектов. Например, достаточно сложно показать на фотографии крутизну склона при съемке сверху. Важную роль для подчеркивания особенностей формы играет свет. Если вы умеете манипулировать светом и тенью, вам будет легче акцентировать внимание на определенных особенностях форм фотографируемого объекта, располагая менее важные объекты в тени.

В пейзаже также важно уметь делать акцент на определенных объектах, чтобы при просмотре фотографии этот предмет сразу же бросался в глаза. Делается это при помощи изменения значения диафрагмы, что влияет на глубину резкости снимка. Чем меньше диафрагма, тем меньше глубина резкости снимка.

По книге Дж Томсона "Цифровая фотография с нуля"