Вспомогательное оборудование для цифровой камеры

Вспышки
Почти все камеры поставляются со встроенной небольшой вспышкой, которую некоторые фотографы считают очень вредной. Ее использование на близком расстоянии неестественно отбеливает лица, создает позади объекта глубокие тени и эффект «красных глаз». Однако новые версии встроенных вспышек имеют регулируемую мощность, и правильное их использование поможет вам получить неплохие снимки в условиях плохой освещенности (особенно в помещении). Иногда полезно использовать вспышку при съемке объекта, находящегося против солнца. Или, когда яркое солнце стоит в зените, вспышка поможет компенсировать тени, падающие на лицо человека. Как и любой инструмент, она полезна при правильном и своевременном использовании.
Полу- и профессиональные камеры, кроме встроенной вспышки, имеют так называемый «горячий башмак», специальный разъем для крепления внешней вспышки.
Внешняя вспышка имеет больше возможностей, чем встроенная. Обычно ее лампа соединена с корпусом на шарнире, что позволяет проводить съемку, направляя свет в потолок. Это позволяет получить мягкий рассеянный свет вместо прямого жесткого. Вместе с «горячим башмаком» камеры имеют разъем синхронизации для подключения системы вспышек. Они используются при студийной съемке и стоят достаточно дорого.

Штативы
В нижней части камеры располагается резьбовой разъем под штатив. Штатив используется при неподвижной съемке, особенно при больших значениях выдержки. На практике уже при значениях выдержки больше 1/60 с фотографу трудно удержать камеру неподвижно, и снимки могут получиться смазанными. Еще штатив может помочь в ситуации, когда вам необходимо сфотографировать самого себя. Используя функцию замедленной съемки и штатив, вы легко решите эту задачу.
Обычные штативы называются треногами. Также существует штатив на одной ноге, представляющий собой мощную штангу с ручкой и креплением для фотоаппарата. Он служит упором для камеры.
Современные камеры для неподвижной съемки используют встроенные стабилизаторы. Эти небольшие гироскопы внутри камеры позволяют скомпенсировать небольшие дрожания камеры при съемке с рук и получить более качественные снимки.

Порты подключения к компьютеру
Стандарт USB (Universal Serial Bus) стал стандартом «де-факто» для подключения различных устройств к компьютеру, USB-стандарт представлен в трех версиях, которые полностью совместимы. Вторая версия быстрее первой в 40 раз (480 Мб/с против 12 Мб/с). Конечно, такой скорости могут достичь только два устройства версии 2 при работе друг с другом. Третья версия пока в доступных фотолюбителю фотоаппаратах не используется.

Хотя обычно устройства через USB-интерфсйс подключаются непосредственно друг к другу, существуют устройства-концентраторы (Hubs), которые позволяют соединять вместе больше двух устройств. Очень удобно иметь такой USB-концентратор, встроенный в монитор или выведенный па переднюю панель системного блока. Достаточно соединить USB-порт компьютера с таким USB-концентратором, чтобы подключать камеру к компьютеру. И не придется каждый раз «нырять» иод стол, чтобы подключить/отключить камеру.
Следует помнить, что производительность USB-шины делится между всеми устройствами, т.е. если вы перекачиваете фотографии с камеры, подключенной к USB-концентратору, на компьютер и одновременно копируете файлы с переносного флэш-носителя, подключенного к тому же концентратору, то каждый из процессов будет копировать со скоростью в половину пропускной способности шины USB (по 6 Мб/с для каждого процесса при USB v. 1.1).
Разъем USB - прямоугольной формы с пластиковой вставкой, которая не позволяет произвести неправильное подключение. USB-разъем на камере обычно имеет нестандартную форму. А для подключения фирма-производитель поставляет с камерой кабель-переходник.

Стандарт IEEE 1394, часто называемый FireWire, представляет собой скоростной интерфейс, который может работать в диапазоне скоростей 100-1600 Мб/с. Одна пара устройств по этому интерфейсу может работать на скорости не больше 400 Мб/с, т.е. при подключении больше двух устройств этот стандарт выигрывает по скорости у USB v.2. При разработке стандарта предполагалось оснащать им компьютеры по умолчанию, но USB занял его место. Тем не менее, PCI-платы с разъемами FireWire есть в продаже, и некоторые фирмы-производители фотокамер оснащают этим интерфейсом свои устройства, а современные материансие платы ка кправило имеют один такой разъем.

Микрофон и динамик
Применение микрофона и динамика в камерах связано с возможностью многих цифровых камер, кроме фотографий, снимать еще и видео. Еще одна возможность данных устройств - запись и прослушивание комментариев к снимкам. Особенно полезно в путешествиях, когда встречается много экзотических названий, которые потом трудно вспомнить.
Здесь же можно упомянуть видеоразъем, который позволяет просматривать отснятые снимки на экране телевизора. Очень полезен опять же в путешествии, когда компьютера нет под рукой и необходимо решить, какие кадры оставить, а какие стереть.

Фильтры и насадки
Установка светофильтров и насадок доступна не только на полу- и профессиональные камеры, имеющие «неподвижные» объективы и специальную резьбу на торце объектива. Существуют маленькие фильтры для компактных камер.
Хотя многих эффектов можно добиться уже после съемки с помощью программ-редакторов фотографий, фильтры все еще остаются востребованными, и во многих ситуациях проще воспользоваться подходящим фильтром, чем потом долго и кропотливо исправлять готовые снимки. Ниже описание некоторых особенно полезных фильтров и насадок.

Поворотный поляризационный фильтр. Позволяет при съемке повысить насыщенность цветов и показать небо синим до сюрреализма, цветы яркими до нереальности. Такого же эффекта можно достичь в программе Adobe Photoshop, увеличивая насыщенность. Но с ее увеличением будет расти уровень шумов. Фактически этот фильтр отсекает блики и отражения, уменьшающие насыщенность.
Нейтральный оттененный или градиентный фильтр. В яркий солнечный день разница яркостей может достигать пяти ступеней, и основная масса камер просто не может охватить такой диапазон. В результате получается усечение по обоим краям. Теряются детали как в светлых областях (высвечивание до белизны), так и в тенях (до черноты). Градиентный фильтр наполовину прозрачный, наполовину серый. Серая половина выставляется так, чтобы перекрывать небо. В результате диапазон яркостей уменьшается до приемлемого уровня.
Диффузор. Смягчающий фильтр. Преломляет часть лучей, проходящих через объектив, так что они не могут четко сфокусироваться на матрице, тем не менее не вызывая ощущения смазанности. Создают романтический настрой. Часто используются в портретной съемке и на свадьбах. Существуют способы создания аналогичного эффекта с помощью Adobe Photoshop, но они довольно трудоемки и не дают полноценного аналога этому фильтру.
Широкоугольные насадки и телеконвертеры. Это специальные насадки, увеличивающие или уменьшающие фокусное расстояние объектива. Соответственно, широкоугольные насадки увеличивают угол зрения объектива, отдаляя объект съемки. Тслеконвсртеры приближают объект и сужают поле зрения.
Насадки-бленды. Бленда - самая простая насадка. Обычно она представляет собой пластиковые «шторки» с двух сторон объектива. Ее функция -защищать объектив от паразитных бликов.
Защитная крышка. Поставляется с фотокамерами. Защищает объектив от ПЫЛИ, грязи и механических воздействий при работе, хранении и переноске. Не забывайте закрывать объектив после работы. Пыль и царапины рассеивают свет и ухудшают резкость картинки.