Недостатки цифровых камер

Кроме несомненных достоинств, цифровые камеры имеют и свои недостатки. Некоторые из них достались в наследство от пленочных предков, а некоторые характерны именно для цифровой техники. Часто художественный замысел фотографа не стыкуется с техническими нормами. Не всегда изображение, абсолютно правильное с технической точки зрения, радует глаз, а иногда фотограф специально создает технический дисбаланс для увеличения смысловой или чувственной нагрузки своего произведения. Первыми рассмотрим недостатки и дефекты при цветовой передаче цифровых камер.

Шум
Различные шумы являются основным и самым широко распространенным недостатком цифровых камер. Обычной причиной шума является взаимное влияние пикселей матрицы друг на друга. Иногда причиной может быть не очень корректная работа алгоритма демозаики.
Шум может быть достаточно приемлем и даже создавать подобие текстуры, а может быть настолько мощным и неподходящим, что изображение считается необратимо испорченным. Обычно шумы проявляются в тенях изображения, но могут встречаться в светах и полутонах. Количество и качество шумов может сильно различаться у разных камер.
Прежде чем забраковать фотографию, подумайте о методе ее распечатки. Струйные домашние принтеры имеют, как правило, достаточно низкое качество печати. Оно может быть настолько низким, что шум вашей фотографии на распечатке будет совершенно незаметным. С другой стороны, использование высококачественных систем печати может выявить малейший шум в исходном изображении.
Некоторые техники редактирования фотографий позволяют уменьшать шумы. Но желательно все же не допускать их появления на снимках.

Различная цветопередача
Одна и та же сцена, снятая одновременно разными камерами, может получиться на снимках по-разному. Дело в том, что после засвечивания матрицы информация поступает на аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), а с него на встроенный компьютер камеры. Этот компьютер проводит предварительную обработку снимка и применяет к снимку настройки баланса белого, экспозиции, увеличения резкости (Sharpening) и другие параметры. Разные производители по-разному реализуют эти процессы последующей обработки. Например, фирма Olympus стремится сделать снимки контрастными и хорошо насыщенными. Фирма Nikon предпочитает выдавать более точную передачу цветов, жертвуя при этом контрастностью (снимки кажутся более бледными).
В зеркальных и дорогих камерах применяется формат хранения изображения RAW. Этот формат позволяет сохранять снимок в таком виде, в каком он поступает с АЦП, без последующей обработки компьютером камеры.

Цветовой сдвиг
Некоторые камеры имеют тенденцию к искажению цветов. Это может относиться как ко всему изображению, так и к определенным тонам. Например, темные области могут оказаться голубыми или желтыми, в то время как светлые области и области полутонов иметь нормальные, естественные цвета. Такие цветовые сдвиги довольно легко устраняются при обработке изображений. Но их постоянное наличие говорит о не очень хорошем качестве объектива или матрицы вашей камеры.

Неправильный баланс белого
Установка баланса белого доступна только у цифровых фотокамер. Она устанавливает тип света, которым освещен объект. Неправильная настройка баланса белого приводит к эффекту, подобному цветовому сдвигу. Только относится он ко всему снимку сразу. Этот дефект не всегда легко исправляется редактированием. Поэтому рекомендуется его не допускать.

Ложные изображения (артефакты)
К цветовым артефактам относится такой распространенный дефект, как «красные глаза». Цветовые артефакты могут вызываться различными причинами: отражение света от дна глазного яблока («красные глаза»), хроматическая аберрация или наличие пурпурных ореолов на границах резких переходов, цветовые блики от различных предметов и т.п. Часто такие артефакты появляются именно на границах резких переходов цветов. Поэтому при тестировании цифровых камер нужно обращать внимание именно на эти места изображений.

Неправильная экспозиция
Экспозиция - это время, которое матрица (или пленка) находится под воздействием света. Если это время будет недостаточным, то снимок будет недоэкспонироваyным. У такого изображения темные области окажутся сплошным темным пятном. Максимально недоэкспонироваипый снимок будет просто черным.
Обратная ситуация когда матрица переэкспоиирована, т.е. воздействие света было избыточным, приводит к тому, что тени проработаны хорошо, но цвет из светлых областей может исчезнуть совсем. Максимально переэкспонированная фотография будет белой.

Кроме качественных недостатков, которые отражаются на качестве снимков, цифровые камеры имеют и ряд технологических особенностей, которые тоже надо иметь в виду.

Максимальное разрешение снимков и печать
В отличие от пленочных, не каждая цифровая камера может дать разрешение, достаточное для распечатки снимка с качеством, сопоставимым с пленочной камерой. Например, 3-мегапиксельная камера при максимальном разрешении снимка 2048x1536 пикселей позволит напечатать качественную фотографию размером 20x25 см. Увеличение размера отпечатка приведет к заметной пикселизации картинки, т.е. отдельные пиксели будут различимы глазом.

Размывание пикселей
Этот дефект возникает при использовании в камере маленькой матрицы с большим разрешением. Оптике трудно сфокусироваться на маленькой матрице, в результате чего происходит размывание оптического пикселя.

Задержка на перезарядку
Как говорилось ранее, после засветки матрицы требуется время на то, чтобы передать информацию с пикселей матрицы на АЦП и перезарядить матрицу. Это время может вызывать довольно сильную задержку в работе, особенно при работе с максимальными разрешениями. Современные камеры практически лишены этого недостатка (прим. редатора).

Энергозатраты
В отличие от механического привода в пленочной камере, в цифровом аппарате все работает от электричества. Работа затвора, зарядка матрицы, работа процессора и т.д. - все это потребляет довольно много электроэнергии. Цифровая камера требует заботы о питании и подзарядке источников тока.

Заключение
Как и все устройства, цифровые камеры имеют свои достоинства и недостатки. Фотолюбитель, знающий их, легко сможет получать снимки необходимого качества. В его арсенале не только мощь цифровой камеры, но и различные программные продукты, которые помогут справиться с дефектами уже после съемки. Производители цифровой техники стараются максимально упростить управление своими устройствами для удобства пользователей. Но они не могут абсолютно автоматизировать процесс. Ведь это не только техника, но и искусство, а искусство не поддается автоматизации.

По материалам книги Дж Томсона "Цифровая фотография с нуля"