Компьютер - это очень просто. Часть 8

Продолжение, начало см. здесь

Глава 8. Компьютерные игры

Что наша жизнь? - Игра!
Фольклор

   На Земле осталось очень мало людей, которые не слышали словосочетания компьютерная игра. И все меньше становится тех, кто хотя бы раз не играл в такую игру. Хотя и принято считать, что игры – это для детей, компьютерные игры пользуются большой популярностью и среди взрослых. Мало того, существуют игры, предназначенные для возрастной категории от 16 или 18 лет.
     История компьютерных игр.
     Первые компьютерные игры были написаны в те времена, когда ЭВМ были большими, с маленькими монохромными экранами. Большую часть времени эти компьютеры выполняли научные и инженерные расчеты. И только в свободное от основной работы время на них можно было запускать и отлаживать компьютерные игры, чем занимались энтузиасты электронных вычислений. Первые игры были примитивны. Для неграфических терминалов это были программы выдававшие текст с вариантами ответа. Например:
     Вы вошли в большую комнату. Посредине стоит большой стол, справа дверь в следующее помещение. Ваши действия? а) – подойти к столу; b) – подойти к двери; c) – вернуться в предыдущее помещение.
     Игрок нажимал на одну из предложенных букв, на что выдавался следующий блок текста и т.д.
     На графических терминалах была возможность программировать игры иного плана. Но и они были простейшими, например управление космическим кораблем в потоке астероидов или игра в пинг-понг. Другими словами, такие игры сводились к перемещению влево - вправо некого нарисованного на экране объекта.
     Компьютеров постепенно становилось больше, мощность из росла, появились цветные мониторы и персональные компьютеры. Все это обусловило спрос на компьютерные игры. И наступил момент, когда написание игр из хобби отдельных энтузиастов превратилось в бизнес.

     Популярные игровые компьютеры 80-90-х годов
     Atari 400, Atari 800, серии XL и XE — семейство 8-разрядных бытовых компьютеров производства компании Atari, выпуск которых начался в 1979 году. Центральный процессор всех моделей семейства — MOS Technology 6502. После начала выпуска в течение следующих десяти лет было выпущено несколько модификаций базовой модели.
     Commodore 64 — домашний компьютер с 64 КБ оперативной памяти, был популярен в 1980-х годах. Выпущен на рынок компанией Commodore International в августе 1982 года по цене $595 USD. За всё время выпуска Commodore 64 (с 1982 по 1994 год) было продано более 17 млн. компьютеров. Согласно книге рекордов Гиннесса, Commodore 64 до сих пор остаётся лидером продаж среди моделей компьютеров.

     Так об этих компьютерах сообщает Wikipedia.
     ZX Spectrum – еще один популярный в 80-х, а на территории СНГ и в 90-х годах, персональный компьютер. Он был настолько прост, что мог быть собран на дому опытным радиоинженером, а его многочисленные клоны выпускались на различных предприятиях. В качестве монитора можно было использовать обычный телевизор или аналоговый монитор с RGB-входом. Количество отображаемых цветов равнялось восьми. Программное обеспечение загружалось с магнитофонных кассет. Длительность одной программы в зависимости от ее размера могла достигать 6 минут. Таким образом, на стандартную кассету МК-60 вмещалось не менее 22 программ. Игр для ZX Spectrum было написано немало, начиная от простейших текстовых, до автогонок и стратегий.
     Но до современности в полном здравии дожил другой компьютер – IBM PC, представленный публике в 1981 году. За последние почти 30 лет эта модель, благодаря открытой архитектуре, стала стандартом де-факто среди персональных компьютеров, претерпела множество изменений и превратилась в универсальную, в том числе и игровую, вычислительную платформу с богатыми возможностями, как для ведения бизнеса, так и для развлечений.

     Популярные игровые приставки
     В отличии от персональных компьютеров являющихся универсальными вычислительными машинами, игровые приставки (игровые консоли) предназначены исключительно (хотя в последнее время игровые приставки научились "ходить" в Интернет и другим возможностям, ранее доступные только полноценным вычислительным машинам) для игр.
     Вот что про игровые приставки написано в свободной энциклопедии Wikipedia
     Игровая приставка (в случае с карманными системами правильнее игровая консоль) — специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для видеоигр. Наиболее часто используемым устройством вывода является телевизор или, реже, компьютерный монитор — поэтому такие устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно.
     Изначально игровые консоли отличались от персональных компьютеров по ряду важных признаков — консоли предполагали использование телевизора в качестве основного отображающего устройства и не поддерживали большинство из стандартных периферийных устройств, созданных для персональных компьютеров — таких как клавиатура или модем. До недавнего времени почти все продаваемые приставки предназначались для запуска собственнических игр, распространяемых на условиях отсутствия поддержки других консолей.
     Однако, по мере развития игровых приставок, разница между ними и персональными компьютерами стала постепенно размываться — некоторые приставки могут позволить подключение клавиатуры, жёсткого диска и даже запуск на них операционной системы GNU/Linux. Схемы и программное обеспечение некоторых новых приставок распространяются под свободными лицензиями.
     Рынок игровых приставок развился из сравнительно простых электронных телевизионных игровых систем, таких как Pong, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы.

     Самыми популярными игровыми приставками 80-х годов были Nintendo Entertainment System (1985) / Famicom (1983, Япония) (в России получил распространение аналог этой приставки производства компании Steepler, под торговой маркой «Dendy» (1991, Россия)), Atari 7800 (1986), Sega Master System (1986) / SG-1000 Mark III (1985, Япония), PC Engine (1987, Япония), Amstrad GX4000 (1990), Commodore 64GS (1990).
     На данный момент популярны PlayStation 3, Xbox 360.

     Что такое компьютерная игра?
     Говоря о компьютерной игре можно выделить следующие основные компоненты: персонаж (или некий предмет, например автомобиль), пассивное игровое пространство, активное игровое окружение. Персонаж – это, как правило, живое существо за которого и приходится "жить" игроку. Также как такового персонажа может и не быть в игре, а только подразумеваться, например, при игре в шахматы или при управлении кораблем.
     Пассивное игровое пространство – это как неподвижные декорации с которыми взаимодействовать персонаж не может, например небо или гора в дали, изображение дома в который нельзя войти и т.п. Напротив, с активным игровым окружением можно взаимодействовать, например перевернуть стул или открыть дверь, толкнуть автомобиль. Все это можно назвать одним словом: игровой (виртуальный, компьютерный) мир.
     Компьютерный мир всегда (по крайней мере, на данном этапе развития игровой индустрии) ограничен. Другими словами персонаж всегда заключен в некую коробку, сферу, сеть туннелей и т.п. выбраться за границы которого невозможно. В свою очередь, в большинстве случаев, все игровое пространство разделено на так называемые локации – отдельные игровые области. И, как правило, игровой мир довольно мал как для представлений современного человека. Игровой мир игрока в шашки ограничивается игровой доской, автосимулятора – набором трасс, космического путешественника – количеством миров между которыми можно перемещаться и т.п.

     Разновидности компьютерных игр.
     Игры можно классифицировать по различным критериям, например по наличию графики, сюжету, особенностью управления персонажем, возможностью игры по сети и т.д. Я постараюсь рассказать об многих из них.
     Однопользовательские игры – возможна игра только на одном компьютере одновременно одним персонажем или предметом. Всеми остальными компонентами игрового мира управляет компьютер. Наример, Тетрис.
     Многопользовательская игра – одновременно в одном виртуальном пространстве может находиться несколько игроков. В такой игре различными персонажами или предметами управляют различные игроки. Например, гонки на автомобилях, шашки, эмуляция живого мира и т.д.
     Текстовые игры основаны на взаимодействии с пользователем с помощью текстовых блоков, рассказывающих об окружающей игрока обстановке и возможных вариантах действия. В свою очередь, текстовые игры могут быть логическими или бродилками.
     Графические игры основаны на показе игроку изменяющихся изображений. Большинство графических компьютерных игр используют рисованные картинки, но существуют и игры где в качестве фона или персонажей используются съемки реальных предметов.
     Игры от первого лица – игрок видит мир глазами персонажа.
     Игры от третьего лица – игрок смотрит на персонажа со стороны, часто сверху и немного сзади.
     Логические игры - это в основном различные головоломки, например пятнашки, шашки, шахматы, карты и т.д., известные еще с докомпьютерных времен. Но среди компьютерных логических игр много именно компьютерах, реализовать которые в реальной жизни либо невозможно, либо чрезвычайно накладно, либо теряется динамика игры, например, когда компьютер должен просчитать некую последовательность и быстро отреагировать как в игре Линии.
     Бродилки, квесты – персонаж игры путешествует по виртуальному миру, взаимодействуя с компьютерными персонажами и предметами. Как правило, в таких играх время не имеет значения, а цель игры заключается в правильном взаимодействии с теми или иными предметами, персонажами, решение различных головоломок и т.п. (Петька и Василий Иванович, 12 Стульев, Space Quest и другие).
     Стрелялки, экшен – персонаж должен убить врага быстрее, чем тот его. Как правило, приходится воевать против различного рода инопланетных монстров (Doom, Quake, Half-Life, Crysis) или спецотрядов, солдат армии противника (Medal of Honor, Commandos).
     Стратегии – игрок выступает в роли главнокомандующего или правителя. Приходится собирать добывать те или иные ресурсы, вербовать армии, строить города и военные заводы, заключать союзы, производить военную технику и т.д. Как правило, предусмотрена система эволюции, когда войска, техника, здания и т.д. улучшаются с течением времени или набором опыта, с изобретением новых технологий и т.п. Наиболее популярные стратегии – Warcraft, Starcraft, Command & Conqueror, Civilization и т.д.
     РПГ – это смесь бродилки, стрелялки и стратегии от третьего лица. Персонаж (или персонажи) помещаются в некий мир, где им приходится подбирать предметы, решать головоломки, уничтожать противника, взаимодействовать с союзником, торговать и т.п. при этом набирая очки опыта и развивая свои навыки, приобретая новые умения и выходя на новые уровни. Для таких игр характерно выражение "прокачать героя", т.е. развить его способности до того или иного уровня. На последних уровнях персонаж становится могущественным по меркам игрового мира, но и противники тоже встречаются все сильнее и сильнее. Яркий пример такой игры – Diablo.
     Аркадные игры. Яркими представителями аркадных игр являются Тетрис и Арканоид. В первом случае необходимо правильно (без зазоров) складывать "в стакане" падающие фигурки различной формы, с течением времени скорость падения возрастает. В Арканоиде присутствует некая фигура из "кирпичей" (опять же в стакане, только перевернутом вверх дном), шарик и перемещающаяся платформа. Задача игрока – перемещая платформу внизу экрана не дать шарику (который прыгает по стакану отражаясь от стен и фигуры) "упасть", а при каждом попадании по фигуре из нее выбивается "кирпич" или их группа. Для перехода на новый уровень необходимо выбить все кирпичи из стены, не уронив шарик. С каждым новым уровнем сложить игры возрастает.
     Симуляторы. В большинстве случаев это эмуляция управление каким-либо средством передвижения, например, управление самолетом.
В последнее время стали популярными там называемые ММОРГ – это сетевые игры, подключение к которым происходит по сети Internet. Такие игры можно отнести к РПГ. Но в данном случае в игровом мире присутствуют одновременно множество игроков-персонажей, которые, буквально "живут" в игре: торгуют, воюют, заключают союзы, едят, спят и т.д. приобретая ценный игровой опыт и становясь сильнее и могущественнее.
     Эротические игры. Бывают разные, например играми от первого или третьего лица, квестами, симуляторами.
     Кроме перечисленных видов игр существуют и другие, сочетающие в себе несколько из перечисленных характеристик.
     На данный момент игровая индустрия – это миллиарды долларов мирового годового оборота. Разработкой сложных и больших игр (под большой игрой понимается как количество персонажей, локаций, так и продолжительность игрового процесса) занимаются целые студии с штатом более сотни человек. Как правило, техническую разработку игры ведет одна компания (студия), а все что связано с рекламой, выпуском и т.п. – другая (издатель). Бюджет разработки масштабного проекта составляет десятки миллионов долларов, а время на разработку может исчисляться годами. Стоимость большинства коммерческих игр не велика – от 20 долларов. Энтузиасты создают мини-игры, они, как правило, бесплатны.

     Устройства управления для компьютерных игр
     Самое распространеннее устройство для управлениями игровым миром это, конечно, клавиатура. Благодаря наличию множества клавиш к ним можно "привязать" большое количество разнообразных действий. Существуют неписанные правила назначения клавиш для тех или иных действий. К примеру, в стрелялках цифровые клавиши на основной клавиатуре отвечают за выбор типа оружия, пробел – прыжок и т.п. Во многих играх клавиши w, a, s, d отвечают за движение персонажа. Но, как правило, большинство игр предоставляет возможность переназначить клавиши так как это удобно игроку.
     Второй по популярности идет мышь. По традиции левой кнопкой мыши стреляют, а правой прыгают. Поворот соответствует повороту персонажа.
     Но существуют и специальные устройства для игроков, такие как джойстик или рулевое колесо. Джойстик представляет собой вертикальную рукоятку с кнопками, которую можно наклонять в различные стороны. Основание устройства обычно устанавливают на твердую плоскую поверхность, например стол. С помощью джойстика удобно управлять различными летающими объектами. Это так называемый классический компьютерный джойстик. В игровых приставках (в последнее время появились также и для ПК) используются джойстики другого типа. Они представляют собой в простейшем случае прямоугольную коробочку с кнопками и крестообразным манипулятором, управление которым производится большим пальцем левой руки, манипулятор отвечает за направление движения персонажа, правой рукой нажимаются функциональные кнопки. Обычно джойстики подключаются к компьютеру посредством провода, но существуют и радиоджойстики.
     Самое последнее слово в разработке устройств управления компьютером – управление с помощью мысли. На данный момент существуют коммерческие образцы позволяющие управлять некоторыми действиями на компьютере с помощью устройства, надеваемого на голову игрока и снимающую энцифалограмму активности головного мозга. С помощью специальной обучаемой программы в результате тренировок можно научиться, с помощью одной только мысли, управлять, например, курсором мыши. Но такие устройства пока диковинка, да и обучить их правильно работать задача не тривиальная, требующая сосредоточенности и усидчивости.
     К игровым приставкам часто в комплекте поставлялся световой пистолет позволяющий стрелять по фигурам на экране.

     Устройства для отображения компьютерных игр
     Самым первым массовым устройством был, конечно, телевизор. И по сей день он используется в качестве экрана для игровых приставок. Персональные компьютеры выводят изображение на экран монитора. Игроки предпочитают большие яркие экраны.
     Но все эти устройства дают псевдотрехмерное изображение. Для решения этой задачи уже довольно давно были разработаны так называемые шлемы виртуальной реальности, совмещающие в себе одновременно устройство отображения и управления. Картинка с компьютера выводится на два небольших жидкокристаллических экрана закрепленных на шлеме перед глазами игрока. На каждый из экранов выводится картинка отдельно для левого и правого глаза. Таким образом достигается эффект стереоскопии. Поворот головы отслеживают датчики на шлеме, таким образом реализуется поворот персонажа в игре. Но большого распространения такие шлемы не получили в виду большой стоимости, ограниченной поддержкой со стороны игр, к тому же близкое расположение экранов перед глазами способствует быстрому переутомлению. В последнее время появились 3D мониторы, формирующие трехмерное изображение непосредственно на экране монитора. Скорее всего – за ними будущее в области игр и трехмерного моделирования.

     Подытожив, можно сказать, что на данный момент компьютерные игры – это огромная индустрия, рынок как самих игр, так и сопутствующих товаров. Каждый момент одновременно в ту или иную компьютерную игру по всему миру играет множество людей, и эта цифра будет расти. Вырастает поколение, воспитанное на компьютерных играх.

Пока все